Теперь больше о местных проблемах. Последние месяцы есть ощущение, что мы в Петербурге живем в картинах Босха. Вирус беснуется, народ тоже, противостояние «масочников» и «безмасочников» уже выливается в настоящие драки и убийства. Руководители города почти не комментируют происходящее, только иногда выходят новые ограничительные постановления. Каждый раз, выходя на улицу даже на полчаса, теперь мы увидим одну-две спешащие машины скорой помощи. Но население хочет жить нормальной обычной жизнью, как будто ничего не происходит: город полон людей, транспорт заполнен, люди ходят везде с маской в кармане или на подбородке, натягивая ее только у кассы в магазине. От этого у всех ощущение бессмысленности ограничений и негодование в тех отраслях бизнеса, которые в праздники потеряют доход (если в автобус можно без ограничений, то почему нельзя с ограничениями в ресторан?). Думаю, между тем эпидемическая ситуация и правда критическая. Ежедневно бьются рекорды заболеваемости, по официальным данным в Санкт-Петербурге добавляется 3600-3700 человек заболевших. Если считаем, что в больницу едет хотя бы двадцать процентов из них, то ежедневно в больницах прирост на 600-700 пациентов. Эта ситуация (более 3000 вновь диагностированных) длится уже почти две недели, а до того десять дней было более 2000 в день. В городе около 50000 болеющих короной на настоящий момент людей (вообще это один процент от всего пятимиллионного населения города, то есть у каждого сотого жителя Петербурга прямо сейчас диагностирован вирус). Нетрудно прикинуть, какова ситуация с койками в городе. Как больничные палаты открыли четыре новых комплекса в ЛенЭкспо, и непонятно, куда будут класть больных, когда и эти палаты заполнятся. А тут и последствия концертов Басты подъедут – на скорых в те же больницы. Очевидно, что плановая медицинская помощь в городе серьезно затруднена, ведь большинство больниц пришлось переквалифицировать в инфекционные. В общем, дело пахнет керосином. Спада заболеваемости не приходится ждать минимум до апреля, пока мы все не станем больше гулять и меньше сидеть в помещениях. До апреля! Это еще четыре-пять месяцев каждый день в больницы будут попадать сотни, а то и тысячи человек. Простая арифметика – посчитайте сами, какой ад ждет систему здравоохранения в ближайшем будущем. Ну и нас с вами, поскольку это система нашего здравоохранения. Сбить грозную волну поможет вакцинация, но пока рано говорить о том, что уже существует та вакцина, которая нас спасет. Можно надеяться, но быть уверенным пока нельзя…
Одновременно в городе присутствует возмущение анонсированным «закрытием Санкт-Петербурга для туристов» на новогодний период. Вопрос возмущающимся: а что делать-то (я не комментирую экономический аспект, решения по этой части все равно принимают без нас)? Город находится на стадии роста заболеваемости, если кому-то кажется, что на плато – ну пусть так, но это плато как Гималаи по сравнению с майскими холмами Среднерусской полосы. Добавим в наши больницы еще приехавших туристов? Или отправим их потом с петербургским вирусом обратно по регионам? Локдаун не то, что нужен, он жизненно необходим, надо сбивать волну заболеваемости – опять пришло время разрывать цепи передачи вируса. В мире пока есть лишь один способ для этого – локдаун. Временные тотальные локдауны (на две-три недели) и довольно жесткие ограничения, которые вводят в Европе, позволяют контролировать там ситуацию. Европейские страны жесткими мерами сбили вспышку, которая там началась в октябре-ноябре, и надеются, что к январю можно будет вновь ослабить ограничения. Сейчас локальный локдаун жизненно важен в Петербурге. Мне кажется, новогодние праздники, когда никто официально не ходит на работу, самое подходящее время для такого локдауна «силами населения». Не время для гуляний, культурной жизни, даже для встреч с друзьями – пока вирус правит миром. Ну не надо в этом году никуда ехать в Новый год! Неужели это так сложно – провести зимние каникулы в родном городе? На десять дней снизить активность, не тусоваться, не делать ничего ненужного, не ездить на общественном транспорте, не ходить никуда просто так, потому что дома скучно? Если можно в эти дни не ходить на работу, и сидение дома никак не скажется на зарплате, это ли не идеальный момент, чтобы спокойно посидеть дома и помочь городу пережить мощнейший пик эпидемии? Дать хоть немного вздохнуть врачам, которым что Новый год, что День Победы в этом году, все одним цветом – они уже который месяц не вылезают из «красной зоны»? Неужели самое страшное в этой жизни – не умереть раньше времени от инфекции, не потерять из-за нее родных и друзей, а просто две недели посидеть на попе ровно дома в новогодние праздники?
Черт возьми, народ, ну за время эпидемии в Петербурге по официальным данным коронавирус унес 5783 жизни. Это значит, что каждый тысячный из горожан, которые еще в феврале 2020 года жили в Петербурге, уже умер от ковида! Вдумайтесь в эту цифру. И не надо рассуждать о том, что многие из них и так были уже нездоровы, что они бы и так умерли бы за это время от своих собственных заболеваний. Кто-то бы, действительно, умер, а многие еще жили бы годами. А для семьи, выхаживающей тяжелобольного любимого человека, лишние три-четыре месяца его жизни, вообще каждый день - на вес золота. И когда его уносит вирус на эти три-четыре месяца раньше, горе только больше…
Ни в одной цивилизованной стране мира нет такого активного отрицания опасности вируса, как у нас. Столько людей живет с активно-агрессивной позицией «да ничего такого, это как грипп». Какого «такого»? Умерло на планете полтора миллиона человек за девять месяцев пандемии. Вы видели, чтобы людей с диагнозом «грипп» везли прямо в больницы на скорой помощи? Чтобы столько врачей умерло, которые лечат нас от сезонного гриппа?
А самый яркий пример безответственности и какой-то дремучей дикости нашего общества – это, конечно, маски. Хоть кол на голове теши нашим согражданам, которые чуть ли не демонстративно, бравируя, не носят маски и никак не могут понять: маска спасает! Маска в первую очередь позволяет НЕ ЗАРАЗИТЬ окружающих, и во вторую – не заразиться самому. Маска, грубо говоря, не дает нам сплевывать микрокапли слюны, которые непроизвольно вылетают у нас изо рта при разговоре. В этих капельках могут быть вирусы. При занятиях спортом или пении количество этих капель многократно возрастает, вот почему закрывают фитнес-центры, отменяют спортивные соревнования, и вот почему после церковных служб многие прихожане уносят в своих легких домой вирусные частицы, и столько священников уже умерло от короны. Сейчас в СМИ нужно повторять – ОБЯЗАТЕЛЬНО носите маски в общественных местах, там, где вы общаетесь с людьми, с которыми не живете в одной квартире. Маски спасают, они реально спасают, об этом говорит пример Китая и других стран, где без масок никто никуда сейчас не может ходить, зато и ситуация с эпидемией под контролем, а там, глядишь, уже вакцина пойдет в практику.
Зло берет, когда вижу в новостных заголовках что-то вроде «Врач объяснил опасность маски», «Ученые показали вред от ношения масок». Читаешь – и там откровение вроде «ученые провели масштабное исследование и выяснили, что в масках очень неудобно разговаривать с другими людьми. Общаясь в масках, люди чувствуют себя некомфортно». Ну да, сейчас, когда вирус кругом, важнее всего чувствовать себя комфортно и общаться с другими людьми, конечно. Всё жду исследования на статистически значимой выборке, где бы было доказано, что маска натирает за ушами, поэтому не надо ее носить. Ну ладно, иногда странные «ученые» находят модели для исследований и пишут плохие статьи в плохие журналы. Зачем же журналисты пишут об этом заметки, подливая масла в огонь расколотому из-за масок обществу?
У меня вопрос к тем, кто не носит маску и занимает активную «антимасочную» позицию: ПОЧЕМУ маску носить не нужно? В чем ее опасность для здоровья? На прямой вопрос такие люди никогда не могут ответить, или переходят в контратаку («а что, поможет мне эта маска?», «у соседей дед тоже маску носил и умер»), или несут чушь в духе «в ней трудно дышать, и от этого мое здоровье пострадает больше, чем от вируса». Маска вам никак не повредит, и вы в маске, скорее всего, сами никого не заразите.
Почему так сложно приучить себя надевать эти проклятые маски? Боюсь, что ответ на самом деле прост – потому что НЕ ХОЧЕТСЯ. Подумайте об этом. Неужели ваше «не хочется» имеет значение, когда вокруг вас люди тяжело болеют и умирают? Когда мы приходим в поликлинику, мало кто демонстративно не надевает бахилы при входе, а если кто-то не надевает, то, по сути, прилюдно признает, что он хам. Мы считаем само собой разумеющимся надеть халат и сменную обувь, заходя в больничную палату. Маски сейчас – это те же бахилы. Жизнь такова, что без масок мы все друг друга перезаражаем. Человечество не придумало ничего лучше масок для предохранения от инфекций, передающихся воздушно-капельным путем. Носите маски в любом помещении, если это не ваша квартира и вы там не один, думайте не только о себе, но и о других. Хватит быть эгоистами! Мы переживем эти тяжелые времена с минимальными потерями, если будем думать и заботиться друг о друге.