С тех пор, как я весной неожиданно засветился в качестве «эксперта по COVID», мне постоянно приходят в соцсетях вопросы от незнакомых людей, которые хотели бы узнать, что я думаю о поступающих новостях и о текущей ситуации с эпидемией вообще. Эпидемическая ситуация сейчас не требует знания вирусологии, сейчас время эпидемиологов и иммунологов. В этих дисциплинах я не эксперт. Я не буду комментировать ситуацию и ее отдельные аспекты (в первую очередь, разработку вакцин) в СМИ. Для этого есть квалифицированные специалисты, которые непосредственно вовлечены в процесс. Мое мнение в данный момент – это НЕ мнение эксперта, это взгляд со стороны, попытка оценить происходящее исходя из общего анализа доступной информации. Я кратко попробую ответить здесь на основные вопросы, которые я получил и получаю, так как игнорировать эти вопросы тоже как-то неправильно.
1. Эпидемия не закончилась, и пока заканчиваться не собирается. Об этом говорят и мировая статистика, и российская. В странах Европы при выявлении нескольких десятков случаев COVID в день уже беспокоятся и думают о введении ограничений. У нас ежедневно выявляются сотни случаев в больших городах и по несколько тысяч в стране. Да, к счастью, летом мы находились на плато, рост числа заболевших остановился, и благодарить за это нужно хорошую погоду, позволившую нам много времени проводить на улице и меньше контактировать друг с другом в замкнутых помещениях. Пресловутые цепочки передачи вируса оказались временно разорваны. Вирус по-прежнему заразен, поэтому переход людей в помещения, вероятно, приведет к новому подъему заболеваемости. От нашего поведения зависит, насколько сильным будет этот подъем.
2. Народ, почувствовав послабление ограничений и в целом некатастрофическую ситуацию с эпидемией летом, радостно сам снял все оставшиеся ограничения и готовится жить нормальной жизнью. На работу прямо очень хочется всем. При этом, по данным недавнего соцопроса, каждый восьмой россиянин не собирается оставаться дома и пойдет на работу, даже если он почувствует недомогание. Все как обычно, короче. А до нормальной жизни еще далеко (ждем вакцину). Самое скверное то, что все позабыли про маски и дистанцию. А это тот самый спасающий жизни минимум. Понятно, что самоизоляция всем надоела, а многим ударила по карману, по общему состоянию здоровья и по психике, и домой уже никого не загонишь, если только что-то пугающее не начнется. Но маски носить в общественных местах нужно обязательно. Видим по Европе (см., например, ситуацию в Испании)- все в масках, все нормально, как только маски начинают снимать - рост. Пока нет вакцины, только маски могут влиять на общую ситуацию, причем маски должны быть на всех. Инфекция по-прежнему часто протекает бессимптомно. Еще раз повторю: при общении двух людей маска на одном – риск заражения второго человека снижается на 30%, маска на обоих – риска практически нет. На улице маску носить не нужно, но в транспорте, в поликлинике, в магазине, в банке - обязательно. В Германии уже давно нормальная жизнь, только в масках. И ничего, живут люди, даже в ресторанах едят, и маска не мешает ложку в рот заносить.
3. Можно многое сказать о происходящем, основываясь на том, чего НЕ происходит. Например:
1). Не могу ничего интересного и нового сказать об изменениях в особенностях вируса, кроме того, что теперь официально признано, что вирус мутирует умеренно – так, как и должны вести себя коронавирусы в соответствии с их биологическими особенностями. Болезнь протекает так же и даже кажется (кажется), что тяжелых случаев стало меньше. Пока никаких усугубляющих вирулентность и патогенность мутаций точно не случилось. Это не значит, что они не могут произойти в дальнейшем, и чем больше людей болеет, тем больше возможностей для появления мутаций возникает. Пока что – тьфу-тьфу-тьфу – это в целом все тот же SARS-CoV-2, с которым мы встретились зимой.
2). Уже ясно, что повторные заражения COVID - очень большая редкость. Иначе бы мы слышали об этом постоянно, так как случаев заболевания в мире меньше не становится, и переболевшие люди остаются там же, где болели, то есть контакты с вирусоносителями у них точно будут. Это значит, что иммунитет к COVID на несколько месяцев вырабатывается хороший. Посмотрим со временем, будет ли он долгосрочным, или через год-два переболевшие люди будут опять заболевать, как с ОРВИ это происходит. При этом так же, как со всеми болезнями, которые вызывают у человека стойкий иммунитет (корь, ветрянка), очень-очень редко регистрируют повторные заражения. Они возникают у людей, у которых почему-то иммунная система дала сбой и иммунитет не выработался (причины могут быть различны). Так что эти единичные повторные заражения - как раз то исключение, которое подтверждает правило.
3) Болезнь, если начинается, протекает достаточно долго и ничего хорошего в ней нет. При этом, судя по всему, коронавирус (в большинстве случаев) не вызывает серьезных изменений в органах человека даже при достаточно тяжелом течении инфекции. Например, уже многие футболисты, которые болели серьезно, вернулись к тренировкам и играм. Это, конечно, хорошо. Если бы у них что-то было не в порядке, клубы не позволили бы им играть. Надеюсь, что дальнейшая статистика подтвердит эти предварительные наблюдения, и что не будут найдены отложенные долгоиграющие последствия болезни.
4. О вакцинах. Всех, кто интересуется ситуацией с объявленной отечественной разработкой, отправляю к интересному и понятному интервью профессора, бывшего руководителя центра «Вектор» С.В. Нетесова (https://novayagazeta.ru/articles/2020/08/17/86713-ukol-prevoshodstva-rossiyskaya-vaktsina-ot-koronavirusa-i-neuverennosti-v-velichii-strany), там все разложено по полочкам. Не комментируя политический аспект «гонки за вакциной» (ничего хорошего в таком соревновании нет, настоящий победитель осчастливит все человечество, а ненастоящие так или иначе будут выявлены), скажу следующее.
Первое: могли ли в России первыми разработать вакцину? Безусловно, да. В стране по-прежнему хорошая школа и много разработок в этом направлении. Если платформа на основе аденовирусов, на базе которой в Институте им. Гамалеи создали заявленную вакцину, ранее была разработана для MERS – другого, значительно более страшного, но оказавшегося, к счастью, плохо передающимся коронавируса, то заменить иммуногенный компонент вируса MERS на антиген вируса SARS было несложно. Это такой же халат, но с перламутровыми пуговицами, скажем так.
Второе: есть ли опасения по поводу этой вакцины? Ответ – да, конечно, ведь вакцина не успела пройти длительные испытания на большом количестве людей. А иммунитет – это очень обоюдоострая штука, там отверткой ковыряться нельзя, не все последствия можно заранее предсказать. Могут быть и отложенные эффекты. Но: ровно те же опасения будут и по поводу вакцин других стран (США, Китай, европейские страны), которые появятся одна за другой осенью 2020 года. Никто не возьмется заранее сказать, что американская или шведская вакцина будет лучше российской. Никогда еще человечество не было вынуждено разрабатывать вакцину за полгода, обычно этот процесс со всеми испытаниями занимает годы. С другой стороны, это здОрово, что сейчас можно за полгода создать препарат, который уже выходит на решающий уровень испытаний и, с высокой вероятностью, сможет спасать жизни. А вообще вопрос «вакцинироваться или нет» должен каждый решить для себя сам, оценив риски. У кого-то выше риск заразиться или болеть тяжело, если уж он заразится – тогда ему нужна защита. У кого-то, например, не в порядке иммунитет – тогда торопиться не надо. Я не возьмусь давать советы другим, мне так же, как всем, нужно решить – делать ли прививку себе, детям, родителям... Если человек не в группе риска, спешить с вакцинацией, наверно, необходимости нет.
Подводя итоги: берегите себя и родных, а также чужих; уважайте друг друга и носите маску в общественных местах. "Правильный настрой" не поможет, вирус материален и реален. Поможет осторожность. Хорошо бы, чтобы все это понимали. Тем, кому до сих пор повезло жить в розовом замке, где вируса нет и не было, хорошо бы осознать, что они могли бы, условно говоря, жить в городе N с населением 825 тысяч человек (примерно популяция Саратова или Тюмени)… и все население этого города умерло за шесть месяцев пандемии. Не забывайте об этом. Нужно еще потерпеть, скоро этот проклятый вирус будет поставлен под контроль. Но еще пока этого не случилось.